Наступивший 2008г. объявлен Президентом России В.В.Путиным годом семьи. По случаю открытия был дан торжественный прием Президента РФ. Прошел он, я бы сказал с душком «советчины»: интервью с колхозницами и комбайнерами… Однако зацепил внимание показ открытия в «прайм-тайм» и высокая степень информационной и пропагандистской технологичности мероприятия. Действительно, сегодня нужны именно пропагандистские методы в области реализации демографической политики. Демографическая ситуация в стране дошла до критического уровня. Снижение рождаемости, рост смертности и заболеваний, уменьшение продолжительности жизни населения – процессы, увеличивающиеся в арифметической прогрессии - депопуляция достигает своего апогея. Еще век назад Россия была впереди планеты всей по темпам прироста населения, а сегодня стоит на первом по количеству убывания. Решение этой общенациональной проблемы безотлагательно требует сегодня нестандартных мер и подходов.
«Неинфекционная эпидемия»
Сразу же позволю себе опровергнуть один из демографических мифов, что процесс депопуляции можно обратить вспять, когда народ сыт, богат и наделен другими всевозможными благами. Для этого достаточно привести в пример сегодняшнее демографическое состояние Западных стран: Франция, Германия, Великобритания… Парадоксально, но факт: в СССР демографический спад начался намного позднее, чем в странах Западной Европы – примерно в 60-е гг. XXв. Именно тогда, после войны, после «железной» Сталинской эпохи наступила «оттепель» - с трагическими последствиями для российского народа. Разрешение абортов, начало всеобщей урбанизации… Т.е., как ни странно, мы размножались, когда нам было плохо, в революцию, в войну в бараках и коммуналках.
В 70-х гг. советское правительство приняло ряд эффективных мер по улучшению демографической ситуации, что принесло свои плоды. Эти меры были связаны в первую очередь с акцентированием внимания на степени комфортности и материальной независимости матерей. Например, квартиры в то время многодетным семьям предоставлялись совершенно бесплатно и вне очереди, мать могла сидеть со своим ребенком до трех лет, при этом сохранялось ее рабочее место, и шел трудовой стаж. Но эти меры носили лишь экономический характер. А экономика – это всего лишь фон для эффективной демографической политики.
Уже с конца 80-х, начала 90-х годов Россию охватил системный демографический кризис, который связан с естественным, миграционным, и социальным движением населения. Этот период один из выдающихся российских демографов И.А. Гундаров назвал явлением «неинфекционной эпидемии». Начало либеральных реформ в России характеризовалось активными духовными процессами: попыткой смены традиционного мировоззрения, изменением критериев добра и зла, внедрением новых социальных ориентиров и нравственных ценностей. В их основе лежала идеология индивидуализма и стяжательства, внушения чувства исторической вины, национальной ущербности, цивилизационной отсталости. Перечисленное послужило причиной сильнейшего стресса…
Обозначился рост заболеваний, в первую очередь связанных с сердечно-сосудистой системой, снижение количества браков и увеличение разводов, рост мужского и женского бесплодия…
Увеличиваясь огромными темпами, эти процессы протекают в России и по сей день. Для конкретики следует привести несколько цифр. Главная причина снижения численности населения в России — его естественная убыль, имеющая устойчивый и долговременный характер. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся в 2006 году составило 1,5 раза (в 2005г. - 1,6 раза), причем в 17 субъектах Российской Федерации оно составило 2,0-2,6 раза. [1]
Все это происходит по нескольким главным причинам:
§ снижение рождаемости;
§ рост заболеваний и смертности; уменьшение продолжительности жизни населения.
Интересна сама суть происходящего. Почему россияне, а по большей своей части – именно русские – не хотят рожать? Этот вопрос является эпицентром серьезных дискуссий демографов и социологов, политологов и историков, политиков и служителей церкви… Однако большинство из них сходятся во мнении о том, что ключевую роль здесь играют вопросы культуры, моральных и нравственных ценностей.
Культура, равно как и информация, всегда играла одну из ключевых ролей в жизни всего общества. За прошедшие столетия культура почти всех стран мира претерпела глубочайшие изменения. Десятилетия атеистического развития ее в советский период не могли пройти бесследно. Исчезли традиции религиозных народных праздников, нарушилась связь между когда-то вплетенными друг в друга религией и искусством, а «железный занавес» делал все возможное для сегодняшней «американизации» российской культуры, подпитывая советскую молодежь искушением познакомиться с запрещенным. Упадок нравственных ценностей, набирающая обороты «наркоманизация», появление нетрадиционных религий, сект и «ориентаций», увлечение третьесортными американскими фильмами, культ «McDonald’s» - вот далеко не весь список того, что мы получили в результате культурного обмена России и Запада, бум которого пришелся на конец 80-х – начало 90-х гг.[2] Одним из побочных продуктов влияния западной культуры явилось проецирование на россиян массового инфантилизма, своеобразной модели «секса в большом городе» - стремления «взять от жизни все». А свершившаяся «сексуальная революция» поменяла курс российской культуры в сторону тотальной порнографичности, роста извращений и половых отклонений в области однополой привязанности.
Дело в том, что проблема рождаемости — это не только проблема зарплат и условий проживания. Прежде всего, это проблема идеалов. Ради чего люди готовы отдать свою жизнь? Ради чего они готовы дать жизнь новым поколениям? Дети, семья, родина — это традиционные ценности русской культуры. Почему же сегодня в сознании многих россиян они отошли на второй план? Как отмечал Архиепископ Александр: «потому, что люди утратили духовные основы жизни, все нравственные предписания потеряли для них смысл. Значит, именно здесь, в сфере нравственного сознания и духовной жизни и надо искать ответы на вопрос о том, что делать для того, чтобы помочь России выбраться из демографической ямы».
Нам сегодня необходимо отказаться от «стеснений перед мировой общественностью» и пойти своим путем развития, путем вытаскивания из гнилой ямы «западных ценностей и потребительских идеалов» основы нашего государства – российского народа.
Что ожидает Россию?
Если прямо сейчас не начать принимать радикальных мер по решению проблемы депопуляции российского народа, то, исходя из сегодняшних тенденций, к 2010 году 20-летних будет в 2 раза меньше, чем 60-летних. В 2000г. все наши школы выпустили в жизнь 2 100 000 молодых людей, а 1 сентября впервые село за парты 1 300 000. Старение населения приведет к тому, что, выходя на пенсию по 1.5 – 2 млн. в год россияне не смогут обеспечить себе замену молодым поколением. А это может сказаться на экономике, что еще хуже, на обороне нашей страны. А это – ухудшение геополитической обстановки, что негативно скажется на уровне нашей безопасности на мировой арене. Ведь в России уже сегодня уровень плотности населения на один квадратный километр составляет всего лишь 8,5 человек, а это втрое ниже, чем в США и в 15 раз ниже, чем в Китае, в 17 раз ниже, чем в странах Западной Европы.
Проблема демографии – это проблема уже не будущего, а настоящего нашей страны. И, к сожалению, именно для русской части населения государства российского. Темпы деторождения на Кавказе и даже в Татарстане по-прежнему остаются высокими, а русские вымирают. Причину опять же следует искать в ценностях, которые кавказцы и татары поддерживают и не подменивают на западные фальшивки. Особо подкупает их отношение к институту семьи. Они не задаются вопросом: «Для чего мне нужны дети?». Воспроизводство человека для них – это вопрос не благополучия земной жизни, а вопрос смысла жизни. А, по словам А.Г. Гончарова, «сейчас в России, которая считается православной, нет для ребенка более опасного места, нежели материнская утроба: из трех детей двое будут убиты». Ежегодно «девы-паразитки», как их называют в Японии, искусственно, путем аборта лишают жизни 3,4 млн. маленьких граждан.
Ключевую роль в сокращении числа русских рождений здесь играет фактор «сдвига морали», который был заложен еще Никитой Хрущевым. Именно при нем появились противопоказанные для России устои: «личное благополучие», «живи для себя», «лучше обеспечить одного ребенка и дать ему образование…», «не стоит плодить нищету»… Произошла тотальная смена модели жизни, а в нашем обществе была полностью отброшена мысль о том, что человек создан для продолжения жизни через рождение и воспитание нескольких детей.
Бездарная миграционная политика уже современных российских политиков привела к тому, что заостряет на себе внимание проблема «пожелтения» северных окраин России. Действительно, как отмечал министр Михаил Зурабов, лишь благодаря переселению в Российскую Федерацию сотен тысяч соотечественников из стран СНГ и Балтии, а также иммигрантов из стран ближнего и дальнего Зарубежья, естественная убыль за 1989-2002 годы была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа. Но нам не нужны иммигранты из Турции и Китая, по крайней мере, их большее, чем сейчас количество. Нам нужны иммигранты с русским или хотя бы близким к нему мировоззрением. Иначе через несколько лет мы можем навсегда потерять племенной стержень нации.
Что мы можем и должны сделать?
Сегодня необходимо осуществить целый комплекс законодательных и общественных инициатив, которые позволят преодолеть демографический кризис за счет внутренних ресурсов: повышения рождаемости, увеличения срока жизни, уменьшения оттока населения в страны Западной Европы и Северной Америки.
В частности: с треском проваленный проект Федерального Закона «Об основах государственной поддержки семьи», выдвинутый Спикером Совета Федерации РФ и Председателем партии «Справедливая Россия» С.М. Мироновым, требует своей полнейшей, а главное - скорейшей переработки. Возможны внесения некоторых изменений в Конституцию РФ в части, касающейся «основных прав и свобод уже зачатого, но еще не родившегося человека». Необходим глубочайший пересмотр по взаимоотношениям с сотнями деструктивных для демографической политики России мировых общественных организаций и их местных филиалов, построение эффективной информационной политики для поддержки проводимых мероприятий и т.д. В итоге - полный простор для законотворчества.
Однако одними законами не решить проблему депопуляции.. Нам, русским надо восстановить семейные ценности. Необходимость пропаганды, именно качественной пропаганды через СМИ этих ценностей и рождения детей, здоровый нравственный климат во взаимоотношениях полов, между собой в семье – вот основная задача на предстоящий 2008 год – ГОД СЕМЬИ.