Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Язык программирования Borland Pascal - Форум » Регистрация » Вход



Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Язык программирования Borland Pascal
@P}{UB@T0PДата: Вторник, 15.04.2008, 23:14 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 295
Репутация: 13
Статус: Offline
Данное руководство посвящено используемому в Borland Pascal
with Objects языку Паскаль. Оно

* Дает формальное определение языка Borland Pascal.

* Поясняет, как использовать и писать динамически компонуе-
мые библиотеки.

* Знакомит вас с библиотекой исполняющей системы.

* Поясняет, как писать программы для защищенного режима DOS.

* Освещает такие вопросы Borland Pascal, как использование
памяти, форматы данных, соглашения по вызову, ввод и вывод
и автоматическая оптимизация.

* Описывает, как использовать Borland Pascal с языком ас-
семблера.

Примечания: Обзор всего набора документации по Borland
Pascal вы можете найти во введении к "Руководству пользова-
теля".

Если вы

- хотите узнать, как установить Borland Pascal в системе;

- использовали Turbo Pascal или Turbo Pascal for Windows ра-
нее и хотите узнать, что нового в этой версии;

- не знакомы с интерактивной интегрированной средой разра-
ботки программ (IDE) фирмы Borland;

- хотите познакомиться с введением в объектно-ориентирован-
ное программирование;

- не имеете опыта программирование на Паскале в Windows;

- хотите познакомиться с ObjectWindows;

то прочитайте "Руководство пользователя".

Чтобы найти справочные материалы по следующим темам:

- библиотеки исполняющей системы;

- директивы компилятора;

- сообщения об ошибках;

- работа с редактором;

прочтите "Справочное руководство программиста".
О чем рассказывается в данном руководстве
Данное руководство разбито на четыре части: грамматика язы-
ка, библиотеки, вопросы продвинутого программирования и использо-
вание с Borland Pascal языка ассемблера.

В Части I "Язык Borland Pascal" определяется язык Borland
Pascal. Сначала вы познакомитесь с общей структурой программы
Borland Pascal; затем о каждом элементе программы будет рассказа-
но более подробно.

Часть II "Библиотеки исполняющей системы" содержит информа-
цию о стандартных модулях, образующих библиотеку исполняющей сис-
темы, и о том, как их использовать. Здесь рассказывается также,
как писать программы для защищенного режима DOS.

В Части III "В среде Borland Pascal" дается техническая ин-
формация для продвинутых пользователей. Здесь рассказывается:

- об использовании памяти в Borland Pascal;

- о том, как в Borland Pascal реализовано управление прог-
раммой;

- о деталях по вводу и выводу;

- об оптимизации вашего кода.

В Части IV "Использование Borland Pascal с языком ассембле-
ра" поясняется, как использовать встроенный ассемблер и как ком-
поновать ваши программы Паскаля с кодом Турбо Ассемблера.
Часть I. Язык Borland Pascal
Глава 1. Что такое программа Borland Pascal?
Следующие несколько глав посвящены формальному определению
языка Borland Pascal. В каждой главе обсуждается один из элемен-
тов Borland Pascal. Совместно эти элементы образуют программу
Borland Pascal.

Однако, изучая части, трудно понять целое. В данной главе
дается общий обзор программы Borland Pascal, опуская детали.
Здесь приводится краткое описание каждого элемента программы, а
затем показывается, как все это компонуется вместе. Подробности
элементов языка освещаются главах 2 - 11.
Программа Borland Pascal
В своей простейшей форме программа Borland Pascal состоит из
заголовка программы, который именует программу, и основного прог-
раммного блока, выполняющего назначение программы. В основном
программном блоке находится секция кода, заключенная между ключе-
выми словами begin и end. Приведем простейшую программу, иллюст-
рирующую эти принципы:

program Privet;
begin
Writeln('Добро пожаловать в Borland Pascal');
end.

Первая строка - это заголовок программы, который именует
данную программу. Остальная часть программы - это исходный код,
который начинается ключевым словом begin и заканчивается end. Хо-
тя данная конкретная программа содержит только одну строку, их
может быть много. В любой программе Borland Pascal все действия
выполняются между begin и end.

Процедуры и функции

Код между последними операторами begin и end программы уп-
равляет логикой программы. В очень простой программе в этой сек-
ции кода может содержаться все, что вам нужно. В более крупных и
сложных программах размещение в этой секции всего программного
кода может затруднить чтение и понимание программы. К тому же ее
будет труднее разрабатывать.

Процедуры и функции позволяют разделить логику программы на
более мелкие и управляемые фрагменты и аналогичны подпрограммам в
других языках. Как и в основном блоке программы, все действия в
процедурах и функциях заключаются в begin и end. Каждый из этих
сегментов кода выполняет конкретную задачу.

-----------------------------------------------------------
¦ Процедура или функция ¦
¦---------------------------------------------------------¦
¦¦ Заголовок процедуры или функции ¦¦
¦L---------------------------------------------------------¦
¦---------------------------------------------------------¦
¦¦ Блок процедуры или функциями ¦¦
¦¦ begin ¦¦
¦¦-------------------------------------------------------¦¦
¦¦¦ Логика ¦¦¦
¦¦L-------------------------------------------------------¦¦
¦¦ end; ¦¦
¦L---------------------------------------------------------¦
L-----------------------------------------------------------

Рис. 1.1 Диаграмма процедуры или функции.

Если вы обнаружите, что в вашей диаграмме одни и те же дейс-
твия выполняются многократно, такую логику желательно выделить в
процедуру или функцию. Вы можете один раз записать этот код в
процедуре или функции, а затем многократно вызывать его в прог-
рамме.

Приведем пример функции. Следующая функция GetNumber получа-
ет число от пользователя:

function GetNumber: Real;
var
Responce: Real;
begin
Write('Введите число: ');
Readln(Response);
GetNumber := Response;
end;

Процедура или функция должна содержаться в программе перед
секцией основного кода. В основном коде она может затем использо-
ваться (вызываться).

-----------------------------------------------------------
¦ Процедура или функция ¦
¦---------------------------------------------------------¦
¦¦ Заголовок процедуры или функции ¦¦
¦L---------------------------------------------------------¦
¦---------------------------------------------------------¦
¦¦ Блок процедуры или функциями ¦¦
¦¦-------------------------------------------------------¦¦
¦¦¦ Процедуры или функции (0 или более) ¦¦¦
¦¦L-------------------------------------------------------¦¦
¦¦ begin ¦¦
¦¦-------------------------------------------------------¦¦
¦¦¦ Логика ¦¦¦
¦¦L-------------------------------------------------------¦¦
¦¦ end; ¦¦
¦L---------------------------------------------------------¦
L-----------------------------------------------------------

Рис. 1.2 Простая программа на Паскале.

В следующем примере дается набросок программы, в которой ис-
пользуется функция GetNumber. Программист разделил логику прог-
раммы на три задачи:

1. Получение числа от пользователя.

2. Выполнение с этим числом необходимых вычислений.

3. Печать отчета.

Основная логика программы заключена в последнем блоке
begin..end.

Program Report;

var
A: Real;
{ другие описания }
.
.
.
function GetNumber: Real;
var
Responce: Real;
begin
Write('Введите число: ');
Readln(Response);
GetNumber := Response;
end;

procedure Calculate(X: Real);
.
.
.
procedure PrintReport;
.
.
.
begin
A: = GetNumber;
Calculate(A);
PrintReport;
end.

Основная логика программы достаточно проста для понимания.
Все детали убраны в тела процедур и функций. Использование проце-
дур и функций позволяет вам рассматривать программу более удобным
и модульным способом.

Операторы

Исходный код между begin и end содержит операторы, которые
описывают выполняемые программой действия. Это называются опера-
торной частью программы. Приведем примеры операторов:

A := B + C; { присвоить значение }

Calculate(Length, Height); { активизировать процедуру }

if X < 2 then { оператор условия }
Answer := X * Y;

begin { составной оператор }
X := 3;
Y := 4;
Z := 5;
end;

while not EOF(InFile) do { оператор цикла }
begin
ReadLn(InFile, Line);
Process(Line);
end;

В простых операторах можно присваивать значение, активизиро-
вать процедуру или функцию или передавать управление на другую
часть кода. Структурные операторы могут быть составными и содер-
жать несколько операторов, оператор цикла или оператор условия,
управляющий логикой программы, а также операторы with, упрощающие
доступ к данным в записи.

Выражения

Оператор Паскаля состоит из выражений. Выражения оператора
могут состоять из операндов и операций. Обычно в выражениях вы-
полняется сравнение либо арифметические, логические или булевские
операции.

Выражения Паскаля могут состоять из более простых выражений.
О комбинации операндов и операций вы можете прочитать в Главе 6.
Они могут быть достаточно сложными. Приведем некоторые примеры
выражений:

X + Y
Done <> Error
I <= Length
-X

Лексемы

Лексемы - это наименьшие значащие элементы в программе Пас-
каля. Они образуются операндами и операциями выражений. Лексемы -
это специальные символы, зарезервированные слова, идентификаторы,
метки и строковые константы. Приведем примеры лексем Паскаля:

function { зарезервированное слово }
( { специальный символ }
:= { специальный символ }
Calculate { идентификатор процедуры }
9 { число }

Приведем пример, из которого вы можете видеть, что операторы
состоят из выражений, которые в свою очередь состоят из лексем.

-----------------------------------------------------------
¦ Операторы (1 или более) ¦
¦---------------------------------------------------------¦
¦¦ Выражения (1 или более) ¦¦
¦¦-------------------------------------------------------¦¦
¦¦¦ Лексемы (1 или более) ¦¦¦
¦¦L-------------------------------------------------------¦¦
¦L---------------------------------------------------------¦
L-----------------------------------------------------------

Рис. 1.3 Диаграмма оператора.

Типы, переменные, константы и типизированные константы

Переменная может содержать изменяемое значение. Каждая пере-
менная должна иметь тип. Тип переменной определяет множество зна-
чений, которые может иметь переменная.

Например, в следующей программе описываются переменные X и
Y, имеющие тип Integer. Таким образом, X и Y могут содержать
только целые значения (числа). Если в вашей программе предприни-
мается попытка присвоить этим переменным значения другого типа,
Borland Pascal сообщает об ошибке.

program Example;

const
A = 12; { константа A не изменяет значения }
B: Integer = 23; { типизированная константа B получает
начальное значение }
var
X, Y: Integer; { переменные X и Y имеют тип Integer }
J: Real; { переменная J имеет тип Real }

begin
X := 7; { переменной X присваивается значение }
Y := 7; { переменной Y присваивается значение }
X := Y + Y; { значение переменной X изменяется }
J := 0.075; { переменной J присваивается значение
с плавающей точкой }
end.

В этой простой и не очень полезной программе X первоначально
присваивается значение 7; двумя операторами ниже ей присваивается
новое значение: Y + Y. Как можно видеть, значение переменной мо-
жет изменяться.

A - это константа. Программа назначает ей значение 12, и это
значение изменяться не может - в ходе выполнения программы оно
остается постоянным.

B представляет собой типизированную константу. Ей присваива-
ется значение при описании, но дается также тип Integer. Типизи-
рованую константу можно рассматривать как переменную с начальным
значением. Позднее программа может изменить первоначальное значе-
ние B на какое-то другое значение.

Если вы вернетесь обратно к приведенному в начале главы при-
меру кода, то увидите, что функция GetNumber имеет раздел описа-
ний, в котором описывается переменная. Процедуры и функции могут
содержать разделы описаний также как программы и модули.

Компоновка частей

Теперь, когда вы познакомились с основными компонентами
программы Borland Pascal, давайте посмотрим, как все это работает
вместе. Приведем диаграмму программы Borland Pascal:

-----------------------------------------------------------
¦ Программа на Паскале ¦
¦---------------------------------------------------------¦
¦¦ Заголовок программы ¦¦
¦L---------------------------------------------------------¦
¦---------------------------------------------------------¦
¦¦ Необязательные операторы uses ¦¦
¦L---------------------------------------------------------¦
¦---------------------------------------------------------¦
¦¦ Основной блок программы ¦¦
¦¦-------------------------------------------------------¦¦
¦¦¦ Описания ¦¦¦
¦¦L-------------------------------------------------------¦¦
¦¦-------------------------------------------------------¦¦
¦¦¦ Процедуры или функции (0 или более) ¦¦¦
¦¦¦-----------------------------------------------------¦¦¦
¦¦¦¦ Описания ¦¦¦¦
¦¦¦L-----------------------------------------------------¦¦¦
¦¦¦ begin ¦¦¦
¦¦¦ -------------------------------------------------¦¦¦
¦¦¦ ¦ Операторы (1 или более) ¦¦¦¦
¦¦¦ L-------------------------------------------------¦¦¦
¦¦¦ end; ¦¦¦
¦¦L-------------------------------------------------------¦¦
¦¦ begin ¦¦
¦¦ -----------------------------------------------------¦¦
¦¦ ¦ Операторы (1 или более) ¦¦¦
¦¦ ¦---------------------------------------------------¦¦¦
¦¦ ¦¦ Выражения (1 или более) ¦¦¦¦
¦¦ ¦¦-------------------------------------------------¦¦¦¦
¦¦ ¦¦¦ Лексемы (1 или более) ¦¦¦¦¦
¦¦ ¦¦L-------------------------------------------------¦¦¦¦
¦¦ ¦L---------------------------------------------------¦¦¦
¦¦ L-----------------------------------------------------¦¦
¦¦ end. ¦¦
¦L---------------------------------------------------------¦
L-----------------------------------------------------------

Рис. 1.4 Расширенная диаграмма программы на Паскале.

Программу на Паскале составляют заголовок программы, необя-
зательный оператор uses (о нем будет рассказано позднее) и основ-
ной блок программы. В основном блоке могут присутствовать более
мелкие блоки процедур и функций. Хотя на диаграмме это не пока-
зано, процедуры им функции могут быть вложенными в другие проце-
дуры или функции. Другими словами, блоки могут содержать другие

блоки.

В сочетании с другими лексемами и пробелами лексемы могут
образовывать выражения, формирующие оператор. Операторы, в свою
очередь, в сочетании с разделом описаний образуют блоки основной
программы или блок в процедуре или функции.

Модули

Программа Borland Pascal может использовать блоки кода в
программных модулях. Модуль (unit) можно рассматривать как ми-
ни-программу, которую может использовать ваша прикладная програм-
ма. Как и программа, он имеет заголовок (который называется заго-
ловком модуля) и основной блок, ограниченный begin и end.

Основной блок любой программы Borland Pascal может включать
в себя строку, позволяющую программе использовать один или более
модулей. Например, если вы пишете программу DOS с именем Colors и
хотите изменять цвета выводимого на экран текста, то ваша прог-
рамма может использовать стандартный модуль Crt, являющийся
частью библиотеки исполняющей системы Borland Pascal:

program Colors;
uses Crt;
begin
.
.
.
end.

Строка uses Crt сообщает Borland Pascal, что нужно включить
модуль Crt в выполняемую программу. Кроме всего прочего, модуль
Crt содержит весь необходимый код для изменения цвета в вашей
программе. Путем простого включения uses Crt ваша программа может
использовать весь код, содержащийся в модуле Crt. Поэтому опера-
тор uses называют также оператором использования. Если бы вы по-
местили весь код, необходимый для реализации функциональных воз-
можностей Crt, в свою программу, это потребовало бы огромных уси-
лий и отвлекло бы вас от основной цели программы.

Библиотеки исполняющей системы Borland Pascal включают в се-
бя несколько модулей, которые вы найдете весьма полезными. Напри-
мер, благодаря использованию модулей Dos или WinDos, ваша прог-
рамма может получить доступ к нескольким подпрограммам операцион-
ной системы и подпрограммам работы с файлами.

Вы можете также писать свои собственные модули. Применяйте
их для разделения больших программ на логические связанные фраг-
менты. Программный код, который вы помещаете в модуль, может ис-
пользоваться любой программой. Вам нужно написать исходный код
только один раз, а затем вы сможете много раз его использовать.


,-----------------------,
|Я&2 бокса шишек |,,|"""\,__,
|_______________ |,,||_|_ _||)
/(@)(@)******/(@)*****(@)
 
@P}{UB@T0PДата: Вторник, 15.04.2008, 23:15 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 295
Репутация: 13
Статус: Offline
Я сам сейчас программирую на Паскале и скажу что это сущий ад)Поскорее бы начался Си.))

,-----------------------,
|Я&2 бокса шишек |,,|"""\,__,
|_______________ |,,||_|_ _||)
/(@)(@)******/(@)*****(@)
 
@P}{UB@T0PДата: Вторник, 15.04.2008, 23:18 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 295
Репутация: 13
Статус: Offline
могу показать примерчик своей проги))У кого есть Паскаль на компе может посмотреть)В сам код лучше не вникать-мозги съедут на бекрень.Итак,вот оно:
скачать


,-----------------------,
|Я&2 бокса шишек |,,|"""\,__,
|_______________ |,,||_|_ _||)
/(@)(@)******/(@)*****(@)
 
MEFISTOFElДата: Воскресенье, 11.05.2008, 22:27 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 172
Репутация: 7
Статус: Offline
Переходи на ДелЬфи =))

 
XyceunДата: Вторник, 27.05.2008, 13:07 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 375
Репутация: 6
Статус: Offline
Арихи я пытался разобраться в языке АДА но не понял(

Самое плохое, точто твой друг чуть неумер!(
Берегись! Иногда свет чернее тьмы. И даже ангелы в ужасе сторонятся его…
(Библия террориста
Талибский джихад)))
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования